(КТО С КАКОГО ВОЗРАСТА СЕБЯ ПОМНИТ?)Игорь СУДАКОбычно люди помнят себя лет с трех-пяти. У меня первые воспоминания как раз с трех – я тогда желтухой болел. Говорят, некоторые мнемонисты помнят себя с года. Кто-то даже утверждает, что помнит еще раньше. Даже помнят темный, тесный туннель и потом – яркий свет. Но последним вряд ли стоит верить. )
Я часто спрашивал знакомых о ранних воспоминаниях и понял – как правило, запоминаются первыми сильные эмоции. Или что-то радостное светлое, или плохое опасное. Однажды в институте мне одна сокурсница призналась, что помнит себя только с восьмого класса. Я думал, она пошутила – как можно не помнить первый звонок или хотя бы первую учительницу? – но оказалось, что подобные люди встречаются не так уж редко.
Мало того, позже я узнал, что есть такие феномены, которые помнят себя с гораздо более зрелого возраста. Например, писатель Яворивский не помнит, как он в молодости ругал и осуждал бандеровцев.
Даже когда ему тычут под нос его же собственные книги – он только улыбается, мол, идите прочь, провокаторы. Фарион тоже не помнит себя членом КПСС. У нее память стала прорезаться лет так с тридцати. Тимошенко та и вовсе осознала себя, когда ей было уже под полтинник. Она совершенно не помнит то время, как она много десятилетий говорила по-русски, а теперь русский язык она, по ее собственному признанию, не понимает.
Украина вообще богата на людей, чьи первые воспоминания приходятся только на 3-ий – 4-ый год незалежности. А то, как эти люди были пионерами, комсомольцами и, главное, коммунистами – они подчистую забыли.
Я знаю даже одного человека преклонных годов, который помнит себя только с Майдана – толпа народа, всюду наметы, оранжевые флаги на удочках, и он орет осипшим голосом «Геть москалив!». А что было до этого – покрыто для него полным мраком неизвестности. Вот такая она амнезия по-украински.
Может, это Чернобыль так сказывается? Но почему он тогда выбирает только патриотов-националистов? Или, может, это просто мозг услужливо вычеркивает невыгодные файлы из прошлого?
Самое любопытное, что подавляющее число сегодняшних националистов, если отправить их в прошлое и познакомить с ними самими, брезгливо не подали бы сами себе руку, – причем с обеих сторон. Куда смотрит Голливуд? Хороший бы получился про них триллер – «Вспомнить всё и сойти с ума».